Новости

конек горбунок.jpeg

15.04.2020

Доброго всем дня! РДК им.А.С.Пушкина для нашей детской аудитории (да и взрослым понравится!) предлагает к просмотру

 

 

Лица Победы.jpg

14.04.2020

Музей Победы создал мультимедийный проект для увековечивания памяти о героическом поколении, победившем нацизм в годы Великой Отечественной войны. Добавить информацию о своих близких можно на сайте Всенародного исторического депозитария «Лица Победы».

Эрнст Неизвестный.jpg

14.04.2020

В Великой Отечественной войне участвовали многие деятели культуры: режиссеры, писатели, скульпторы, композиторы. Мы вспоминаем о тех, к чьим фронтовым историям не так часто обращаются в прессе.

ec77ac570e75c8d4be55037270945084.jpg

13.04.2020

«Открытый музей» приглашает пользователей в Третьяковскую галерею

Проект телеканала «Россия — Культура» «Открытый музей» представит новые выпуски, посвященные Третьяковской галерее, с 13 по 17 апреля. Зрителям покажут главные шедевры музея, а также временные экспозиции.

Телеканал продолжает виртуальные экскурсии в крупнейшие музеи страны. 13 апреля стартует выпуск «Третьяковская галерея. Главные шедевры». Экскурсию проведет генеральный директор учреждения Зельфиры Трегуловой. Она расскажет о картинах «Явление Христа народу»Александра Иванова и «На пашне. Весна» Алексея Венецианова.14 апреля рассказ будет посвящен произведениям «Проселок» Алексея Саврасова, «Христос в пустыне» Ивана Крамского и «Портрет композитора М.П. Мусоргского» Ильи Репина. 15–17 апреля онлайн-пользователи отправятся в путешествие по фантастическим мирам в классическом и современном искусстве, кино и фольклоре. Недавно открывшуюся выставку «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» презентует автор и куратор Татьяна Гетман. В течение трех дней три разных экскурсовода расскажут о разных уровнях восприятия русской сказки. Они погрузятся в стихию воды, в подземный и лесной мир и фантастические миры в изобразительном искусстве, кино и фольклоре.

Начало каждого выпуска — в 19:10.

Пасха.jpg

12.04.2020

Как на Руси готовились и отмечали Воскресение Христово.

Пасха — главный православный праздник — в народной традиции вобрала в себя еще и множество дохристианских практик. И если во время Великого поста, и особенно на Страстной неделе (последней неделе перед пасхальным воскресеньем) уклад жизни в деревнях почти не отличался от региона к региону, то для Святой недели (после Пасхи) в каждой местности был припасен собственный обряд.

Позади осталось Вербное воскресенье, когда в церквях освящали вербу с первыми «барашками». Прошел Чистый четверг, когда в избе все мылось и скоблилось, а хозяйки заготавливали впрок четверговую соль. И Страстная пятница, день самого строгого поста, в который даже младенцев отлучали от груди, тоже закончилась. В Красильную субботу Русь деревенская красила яйца, и, наконец, в ночь с субботы на воскресенье, после всенощной, наступала долгожданная Пасха.

Кричать Христа

«Христос воскресе из мертвых» — это главное молитвенное песнопение пасхальной службы (Пасхальный тропарь). Но в ряде деревень он звучал не только в церкви. Например, на Смоленщине исполняли свою, народную версию тропаря. Называлось это «кричать Христа». По названию ясно, что пели Пасхальный тропарь не себе под нос. Женщины, которым доверяли это важное дело, голосовых связок не жалели. Под этот тропарь на Радоницу (девятый день после Пасхи) посещали родительские могилы, в Егорьев день (6 мая) выгоняли скотину на первый выпас, а в Вознесение (через 40 дней после Пасхи) с иконой обходили посевы. Вообще «Христа кричали» в любой обстановке — на улице, во время гуляний, за работой, во время праздничных застолий.

Где-то к каноническому тексту тропаря добавляли и от себя. Бога просили о самом главном: здоровье, достатке, хорошем урожае. Такие песнопения исследователи обнаружили в Бежецком районе Тверской области. Здесь же долгое время сохранялась традиция на Пасху обходить деревню с иконой Богоматери, защищая таким образом свое поселение от всяческих бед.

Волочиться всегда пригодится

Во многих деревнях было принято на Святой неделе обходить дворы и поздравлять хозяев с Пасхой с помощью специальных песен. Таких обходчиков называли волочёбниками.

Волочёбные обходы мог совершать любой, кто хотел разжиться чем-нибудь к празднику: считалось, что такой визит обещает хозяевам удачу и процветание. И за него принято было благодарить съестным или даже деньгами. Поэтому по дворам отправлялись и молодые, и старики, где-то только женщины, где-то только мужчины, а где-то деревню обходили сразу несколько пасхальных артелей. Поодиночке не ходили: в этом обрядовом хоре у всех были свои закрепленные роли. Начинать песни было доверено починальнику, остальные подхватывали. Кто не имел голоса, зато мог похвастаться крепким телосложением, становился мехоношей (носил мех, то есть мешок с полученным добром). Репертуар у волочёбников отличался богатством и разнообразием: были отдельные поздравительные песни для хозяев, для их сыновей, для незамужних девок и даже для вдов.

Чтобы ходить было веселее, с собой брали музыкантов. Они, засидевшись по домам в пост, охотно пользовались такой возможностью наконец официально разгуляться. Интересно, что в некоторых районах балалайки и гармошки были не в почете. На юге Псковской области, например, дома на Пасху обходили с цимбалами и скрипками.

Катись, катись, яичко

Троекратные поцелуи (христосование) и битье яйцами в качестве пасхальной традиции дошли и до наших дней. А вот обычай катать яйца сейчас редко где увидишь. Хотя забава эта очень простая: по наклонной доске или желобку крашеное яйцо нужно скатить так, чтобы оно сбило разложенные внизу мелкие предметы. Если сбило — вещь забирают себе. Если нет — яйцо остается и может само стать призом для другого участника. Впрочем, без доски вполне можно было обойтись: яйца катали и по столу, и по траве. Где-то это детское развлечение считалось очень солидным: в Печорском районе яйца катали мужчины, причем пели во время этого хороводную песню.

Пошла Старица в бане париться

Хороводы на Пасху любили везде: во время поста церковь такие развлечения не одобряла, а на Святой неделе этот запрет снимался. Существовали специальные хороводы, которые водили только в это время. Так, в Брянской области хороводы (по-местному — карагоды) со Старцем водили только три дня — на Пасху, в следующий за ней понедельник и на Радоницу. Старец и Старица (выбирали на эти роли только мужчин) пачкали сажей лицо и руки, надевали рваное и грязное, вставали в центр круга. Сначала Старцы плясали, а потом исполняли коронный номер в игре «вождение Старца».

Обычаев, связанных с Пасхой, множество. Как бы ни отличались пасхальные ритуалы, смысл у них был один: радоваться Воскресению Христову и весеннему обновлению мира. В старину на Руси верили, что до самого Вознесения Христос будет ходить по земле. А значит, его надо хорошо встретить !

 

 

T521f02923e91e58b1ed24d6f3155cc0f.jpg

11.04.2020

Дорогие наши друзья и подписчики! Предлагаем к просмотру отчетный концерт вокально-инструментального ансамбля «Сурок» РДК им.А.С.Пушкина. Руководитель Михаил Исаев.
0-min.jpg

10.04.2020

Сюиту «Время, вперед!» Георгий Свиридов написал для художественного фильма, но уже несколько десятилетий она звучит в заставке новостной программы «Время», а в 2014 году ее включили в шоу на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Рассказываем об истории известного произведения.

Автор мелодии Георгий Свиридов родился в 1915 году. Первые музыкальные произведения он написал в 20 лет, но настоящая известность к нему пришла почти в 50 — в 1964 году. Тогда на советские киноэкраны вышел кинофильм «Метель», в котором звучала музыка Свиридова.

Вскоре режиссер Михаил Швейцер предложил композитору написать сюиту для его будущего фильма «Время, вперед!» по повести Валентина Катаева. Георгий Свиридов вспоминал:

«И мне пришла в голову мысль сразу же мелькнувшей в моей голове острой ритмической формулой сделать такую маленькую кинопанораму… В те годы я работал довольно быстро, и новую запись музыки, написанную без учета хронометрических мерок, мы сделали тут же».

На первой записи композитор сам сыграл сольную партию на рояле.Исполнять сюиту должен был симфонический оркестр. Чтобы не тратить много времени на репетиции, на записи сольную партию фортепиано композитор сыграл сам: рояль задавал нужный темп и экспрессию. Главный мотив произведения исполняли на духовых инструментах.

Музыку наложили на архивные видеозаписи 1930-х годов, чтобы перенести зрителя в эпоху индустриализации. Свиридов писал в дневнике: «Швейцер сделал блестящую киноэкспликацию под эту музыку, кадры были весьма разнообразные, и это тогда впечатляло. Это оказалось в полном смысле слова находкой Швейцера, которую многие киноспециалисты изрядно начали эксплуатировать».

Валентин Катаев, автор повести, в названии использовал строки из пьесы Владимира Маяковского «Баня». В ее заключительной части звучит «Марш времени»:

Взвивайся, песня,
рей, моя,
над маршем
красных рот!
Впе-
ред,
вре-
мя!
Вре-
мя,
вперед!

Заголовок повести унаследовал фильм, а вместе с ним и главная музыкальная тема.

Наиболее известной стала 6-я часть сюиты.

Сюита «Время вперед!» в 6 частях. Музыка Георгия Свиридова. Исполняет Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева. Фрагмент концерта, посвященного 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Запись в Большом зале Московской консерватории. 1975 год

В 1968 году композитор впервые опубликовал сюиту полностью. Она состояла из шести разнохарактерных частей. Например, в неторопливом «Уральском напеве» можно было услышать и азиатские мелодии, и русские лирические мотивы. Во второй части — задорной «Частушке» — некоторые инструменты подражали звучанию балалайки. Также в состав сюиты вошли «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь» и еще один фрагмент, который так и назывался — «Время, вперед!». Именно он и стал самым известным из всей сюиты. «Время, вперед!» исполняли не только в СССР — эту мелодию можно было услышать в эфире западных радиостанций.

Заставка для программы «Время»

В том же 1968 году сюита «Время, вперед!» Свиридова впервые прозвучала на телевидении. Ее использовали в качестве заставки новостной программы «Время» Центрального телевидения Гостелерадио СССР (сегодня — Первый канал). Вскоре музыку назвали «слишком тревожной» и попросили переписать ее «потише». Композитор проигнорировал эту просьбу. В начале 1980-х годов сюиту сняли с эфира: советские войска вошли в Афганистан, и на телевидении посчитали, что она может звучать как объявление войны. Однако через несколько лет музыкальный фрагмент снова стал предварять выпуск новостей. Чтобы сэкономить эфирное время, сюиту сократили. «Так или иначе, — писал в мемуарах Свиридов, — музыка «Время, вперед!» еще несколько лет открывала передачу, под конец от нее остался жалкий огрызок».

Мелодия меняла свое звучание на более современное дважды: в 1996 году аранжировку подготовил композитор Сергей Чекрыжов, а в 2000 году — Олег Литвишко. Ее можно услышать на телевидении и в наши дни.

Сюиту «Время, вперед!» использовали не только в новостях, но и во многих документальных и художественных фильмах. Одна из кинолент, по воспоминаниям композитора, даже вошла в программу зарубежного кинофестиваля и получила приз. Как правило, режиссеры не спрашивали разрешения у Свиридова. Композитор писал в мемуарах: «За все это я, автор, придумавший и сочинивший эти звуки, нашедший их комбинацию, мелодии, гармонии, ритм, оркестровые краски, не получил от радио и TV ломаного гроша. <...> Но я рад тому, что музыка моя была участником общей жизни нашей страны».

Сюита прозвучала на открытии Олимпийских игр в Сочи

На открытии XXII Олимпийских игр в Сочи в 2014 году зрителям показывали масштабный спектакль, посвященный истории России. Сюитой «Время, вперед!» Георгия Свиридова озвучивали эпоху авангарда. Сотни танцоров в контрастных черно-красных костюмах исполнили «супрематический балет». Вместе с ними на сцене появлялись стилизованные тракторы, сеялки, громадные шестерни и различные механизмы. Специальную версию «Времени» подготовил композитор и продюсер Игорь Матвиенко.

 

 

 

 

pcpdilc.jpeg

10.04.2020

Лекции об архитектуре Москвы разместили на портале #Москвастобой

Лекции об архитектуре, а также онлайн-прогулки и видеоролики о знаменитых памятниках столицы появились на платформе stayhome.moscow в рамках проекта #Москвастобой.

В период самоизоляции пользователи смогут лучше узнать Москву и посетить такие уникальные объекты архитектурного наследия, как Петровский путевой дворец, «Метрополь», Дом Пашкова.

Также на платформе можно посмотреть познавательные видео о реставрации и прослушать тематические лекции, посвященные театральной Москве, столичному краеведению и языку, вывескам и афишам, образу Москвы в литературе.

 

«Проект #Москвастобой постоянно расширяется, появляются новые партнеры, форматы. На этой неделе на сайте появилась запись спектакля театра «Балет Москва», а также виртуальные прогулки от проекта «Москва глазами инженера», — отметила председатель столичного Комитета по туризму Екатерина Проничева.

Проект #Москвастобой был запущен Мостуризмом вместе с музеями и культурными площадками города в марте 2020 года. Он открывает новые возможности для посещения учреждений культуры и памятников столицы онлайн.

 

pobedy.jpg

9.04.2020

К 9 Мая Музей Победы готовит беспрецедентную экспозицию «Подвиг народа»

К юбилею Победы в Великой Отечественной войнеМузей Победы готовит новую постоянную экспозицию «Подвиг народа». Ее авторы отмечают беспрецедентный масштаб: 14 тематических площадок займут пространство в 3000 квадратных метров.

По словам организаторов, в отечественной музейной практике такой масштабный проект реализуется впервые. Разделы экспозиции создаются в виде пространств с реконструированными декорациями времен войны и звуковым сопровождением для полного погружения посетителя в историческую эпоху.

Площадки объединит общая идея — дорога войны и подвиг народа. В число тематических зон войдут: «Брестская крепость», «Государственный комитет обороны (ГКО)», «Вторжение. Оккупация», «Эвакуация», «Тыл фронту», «Наука», «Медицина», «Сражающаяся культура», «Библиотека», «Сопротивление», «Радиостудия Левитана», «Великий Новгород», «Освобождение Европы», «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев».

Интерактивная экспозиция покажет сожженную немцами деревню под Смоленском, Великий Новгород 44-го; гости смогут поучаствовать в агитбригаде военных лет и спеть песню солдатам Великой Отечественной войны, увидеть голограмму Юрия Левитана, читающего сводку Совинформбюро.

Всего посетители увидят около 7000 экспонатов и современные мультимедийные комплексы. Также с осени музей планирует открыть Исторический театр, в котором будут показывать иммерсивные спектакли (создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего).

Работу над новой экспозицией планируется завершить к 9 Мая.


Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ